Нейросети: революция в мире дизайна?

Андрей Киселев

Искусственный интеллект стремительно проникает во все сферы человеческой деятельности, кардинально меняя привычные подходы и процессы. Одной из отраслей, где в ближайшие годы могут произойти настоящие тектонические сдвиги под воздействием искусственного интеллекта, может стать дизайн.

Уже сейчас нейронные сети активно применяются для решения базовых задач — создания простых изображений, логотипов, макетов. Однако настоящим прорывом обещает стать появление технологий, способных к полноценному творческому мышлению, которые смогут не просто заменить человека в рутинных операциях, но и самостоятельно генерировать нестандартные, инновационные идеи и решения. Фактически, речь идет о рождении искусственного художника или дизайнера, полноценного творческого партнера.

Иллюстрация про будущее дизайна в контексте устойчивости и гармоничного сочетания технологий с природной средой.

Благодаря симбиозу с искусственным интеллектом профессия дизайнера в будущем может претерпеть серьезную трансформацию. Хотя в ближайшие десятилетия полностью заменить человека машина вряд ли сможет, изменения в отрасли неминуемы. Главный же вопрос в том, примут ли дизайнеры вызов времени и используют ли новые возможности для раскрытия своего творческого потенциала.

Это и многое другое мы обсудили в  интервью с известным российским дизайнером и футурологом Андреем Киселёв, экспертом VI Всероссийской выставки-форума «Отлично!», которая в этом году проходила при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Он поделился своим видением того, как в ближайшие 10-15 лет развитие нейросетей отразится на профессии дизайнера, способна ли машина заменить человека в творческой сфере и что нужно сделать уже сегодня, чтобы адаптировать отрасль и систему подготовки кадров к новым реалиям.

Как влияние нейросетей на сферу дизайна проявляется сейчас и что можно ожидать в будущем?

Это действительно актуальный вопрос. Нейросети преобразовывают сферу дизайна, в первую очередь, увеличивая всеобщую продуктивность. С их помощью дизайнеры теперь могут быстрее генерировать идеи и прототипы, экспериментировать с различными вариантами дизайна, не затрачивая при этом лишнего времени на множество дополнительных промежуточных вариантов. Вместе с тем нейросети открывают новые горизонты креативности, предлагая неожиданные дизайнерские решения очень быстро. В будущем, мы можем ожидать все большего слияния творческих процессов и искусственного интеллекта, что приведет к новым формам и стилям в дизайне.

Нейросети: революция в мире дизайна?

Иллюстрация DALL-E3. Изображение, отражающее двойственную природу нейросетей в области дизайна, иллюстрирующее как возможности, так и угрозы.

Современные нейросети — новые возможности для творчества или угроза для дизайнера?

Сразу скажу, что нейросети несут с собой, как возможности, так и угрозы. С одной стороны, они обогащают творческий процесс, предоставляя дизайнерам новые инструменты для реализации их идей. С другой стороны, существует беспокойство, что нейросети могут заменить человеческий труд в некоторых аспектах дизайна. Однако, я считаю, что нейросети больше дополняют работу дизайнеров, чем заменяют ее. Они служат инструментом, который усиливает креативность и эффективность, но не заменяет человеческое вдохновение и интуицию. Тем более сейчас, когда результат работ дизайнера зависит не столько от инструментов в которых выполняется работа, а от того насколько дизайнер понимает потребность заказчика, рынка, особенности производства, тренды в индустрии, финансовые особенности. Важным являются тактильность поверхностей дизайн-объектов, запахи, многие другие параметры, которые пока невозможно заменить сенсорами и формализовать для учета при работе машины. Таким образом я прекрасно понимаю, что человек в дизайн процессе незаменим. А неросеть это отличный инструмент по дополнению и ускорению дизайнера, а не по его замене.

Иллюстрация DALL-E3. Изображение, демонстрирующее преобразование индустрии дизайна с помощью нейросетей, с акцентом на повышение продуктивности и креативности.

Нейросети: революция в мире дизайна?

Следует ли ожидать появления новых подходов к обучению дизайну с развитием современных технологий?

Мы уже видим, как меняются в подходы к обучению дизайну. Это включает в себя более широкое использование цифровых инструментов, интерактивных платформ для обучения и симуляций дизайнерских проектов. Студенты и профессионалы теперь могут экспериментировать и учиться в более интуитивно понятной и интерактивной среде. В будущем, мы можем ожидать еще большего интегрирования искусственного интеллекта в учебные процессы, что позволит создавать более персонализированные и адаптивные обучающие программы. В рамках наших собстенных программ, которые мы разрабатываем на платформе Презедентской Академии (РАНХиГС) мы постоянно используем целые наборы нейросетей в процессе образования. В числе которых и большие язковые модели, которые наши студенты поднимают и тренируют на наших серверах и графические модели для работы с иллюстрациями и анимациями и модели для транскрипции речи. Умение работать с разнообразными нейросетями является важным навыком для всех специалистов, кто хочет сохранить свою востребованность и улучшить эффективность в завтрашнем дне. А тк как образование и есть разговор про завтрашний день, то обязанность всех представителей образования рпименять наиболее совершенные из доступных технологий.

Нейросети: революция в мире дизайна?

Иллюстрация DALL-E3. Изображение, символизирующее сложные вызовы, связанные с интеграцией нейросетей в дизайн, особенно в вопросах авторства и интеллектуальной собственности

Как изменятся законы и право (например, определение авторства) при развитии нейросетей в сфере дизайна?

Это один из наиболее сложных аспектов по крайней мере для меня лично. Ясно, что вопросы авторства и права собственности на произведения, созданные с помощью искусственного интеллекта, требуют серьезной адаптации существующего законодательства. Я думаю, что вы и сами слышали, как в некоторых странах уже начинают разрабатывать нормативные акты, регулирующие использование ИИ в творческих сферах. Я отношусь к тем, кто эксперементирует с самой техноллогией, а юридические ворпосы и регламенты меня мало интересуют. Сейчас я даже склоняюсь к точке зрения, что любое регламентирование обязательно замедлит развитие технологий, что видится мне скорее как проблема. Но все-таки считаю, что в какой-то момент будет важно найти баланс между защитой прав авторов и стимулированием инноваций. Это будет ключевой задачей для законодателей и профессионального сообщества в последующие годы. Поэтому будем вместе с вами наблюдать за изменениями в этом направлении.

Текст был подготовлен на основе аудиосообщения Андрея Киселева с помощью нескольких нейросетей: первичная обработка голосового материала Whisper3, семантический анализ и структуризация Giga Chat, редактура Chat-GPT, иллюстрации DALL-E3, подготовка запросов для иллюстраций Chat-GPT.

В целом, перед дизайн-образованием стоит непростая, но очень интересная задача — подготовить новое поколение специалистов, которые не боятся искусственного интеллекта, а умело используют его для творчества. Уверен, наибольших успехов в этой сфере добьются те вузы и курсы, которые уже сейчас адаптируют свои программы к новым запросам времени.

Похожие записи